Перейти на Главную

Перейти на Главную

Перейти на страницу Контакты и написать сообщение

Перейти на страницу Новости

Фотогалерея. Зал 2. СССР В 60- ГОДЫ XX в.


 

Кинофильм «Девчата» (1961 год, режиссер Ю. Чулюкин), несмотря на то, что является художественным произведением, тем не менее позволяет представить себе атмосферу тех лет, психологию людей, их отношения, уровень материального достатка и пр.
 

Юрий Алексеевич Гагарин, первый человек, побывавший в космосе. Будет ли космическое направление человечества развиваться в дальнейшем или человечество полностью замкнется на земных делах и проблемах, но второго космического первопроходца в истории уже по определению не будет. Первый – он и есть первый, и Гагарин – это Гагарин (фото: РИА Новости).
 

Советские художники отражают перспективы и цели освоения космического
пространства. Художник В.А. Ховаев. «Ленин на Луне»
 

Между тем 60-е годы известны как годы идеологической оттепели и расцвета творческой свободы. Это время независимого и непартийного искусства, известного как движение шестидесятников. На фото Белла Ахмадулина и Евгений Евтушенко. Снимок сделан в конце 50-х (в период супружества пары), но оба персонажа – знаковые фигуры «оттепели» 1960-х.
 

Аэропорт Внуково, 1961 год
 

Постановочное фото 1961 года «В гараже». Несмотря на художественные достоинства снимка, изображенная на нем картинка, мягко говоря, нетипична для того времени. Гараж и автомобиль ВАЗ-21 («Волга»), да еще в каком-то захолустном дворе – это, скорее, художественная метафора, отражающая надежду на будущее (если не попытка приукрасить реальность). После деноминации 1961 года линейку легковых автомобилей в СССР на тот же 1961 год представляли: «горбатый запорожец», стоивший 1800 руб. (22 средних зарплаты), «Москвич-407» – 2511 руб. (31 средняя зарплата) и «Волга», ГАЗ-21, стоившая 5610 руб. (63 средних зарплаты). Даже мотоцикл «Урал» стоил в 1961 году 800 руб., т.е. около 10 средних зарплат. Иметь же «Волгу» для рядового советского человека было непозволительной роскошью, а изображенные на фото мужчины (вероятно, отец  с сыном) на посольских или ответственных партийных работников не очень похожи.

Однако массовое производство легковых автомобилей в СССР было налажено в 70-е годы, когда в строй вошли новые автозаводы в Ижевске, Тольятти и реконструированы АЗЛК и ЗАЗ. Мой родитель, трудившийся начальником одного из заводских отделов в Москве, смог в середине 70-х приобрести подержанный «Москвич-412».
 

Прохожие на улице Москвы, 1962 г. (Фото: Джерри Кук)
 

Школьники 60-х (фото: Дин Конгер)
 

Студенты и рабочие предприятий во время сезонов уборки урожая в приказном порядке привлекались к сельхозработам. Эта традиция называлась «ездить на картошку» и просуществовала до конца СССР, то есть до того момента, когда убирать по осени стало нечего. Чтобы не ранить чувства ностальгирующих и сторонников плановой экономики, оговорюсь – эта традиция существовала до конца плановой экономики. Конечно, для молодых людей поездки на картошку, как правило, воспринимались положительно – молодая энергия, свобода от родителей, компания друзей, вечерние тусовки с гитарой и портвейном (впрочем, я описываю уже гораздо более поздние времена, конец 70-х, хотя суть поездок «на картошку» всегда была неизменной). 1960 год (Фото: Джерри Кук)
 

Нина Хрущова и Жаклин Кеннеди во время визита Хрущева в США 4 июня 1961 года
 

Гости Москвы, приехавшие в столицу за покупками из близлежащих областей. Так называемый «продуктовый десант». Несмотря на заверения некоторых современных диванных аналитиков (по большей части не живших в СССР) об изобилии и дешевизне продуктов в СССР, дефицит в СССР существовал всегда, с первых дней советской власти. Продукты и товары так называемого народного потребления в СССР никогда не выпускались в достаточном количестве.
 

У могилы И. В. Сталина, вынесенного из мавзолея по решению XXII съезда КПСС в ночь с 30 октября
на 1 ноября 1961 года. Снимок 1964 года, могила еще без памятника (фото: Дин Конгер)
 

У входа в ГУМ, 1964 год (фото: Дин Конгер)
 

В торговых галереях ГУМа
 

Автомат газированной воды в 60-е
 

Фидель Кастро и Майя Плисецкая с труппой Большого театра после спектакля «Лебединое озеро», 1963 год. Майя Михайловна под руку гостя не берет, как всегда, держится независимо и строго даже по отношению к «нашему» Фиделю. «Для гостей я натанцевалась всласть, – напишет позже Плисецкая. – Кого только не угощали «Лебединым» со мною. Маршала Тито, Джавахарлала Неру и Индиру Ганди, иранского шаха Пехлеви, американского генерала Джорджа Маршалла, египтянина Насера, короля Афганистана Мухаммеда Дауда, приконченного позднее, императора Эфиопии Селассие, сирийца Куатли, принца Камбоджи Сианука… Остановлю перечень. Он занял бы целую страницу» (М. Плисецкая. «Я, Майя Плисецкая»).
 

Зато у Никиты Сергеевича с Фиделем Кастро проблем в общении не существует. На зимней охоте, во время второго приезда Кастро в СССР зимой 1964 года. Совсем немного осталось до снятия Хрущова со всех постов и возвышения Брежнева.
 

В Москве сквозь старые жилые районы прорубают проспект Калинина, ныне Новый Арбат. 1964 год
 

На Калининском проспекте (ныне Новый Арбат) строятся дома-«книжки» и кинотеатр «Октябрь», 1965 год
 

Стюардесса Тамара на Ил-14, рейс Иркутск – Якутск, 1966 (фото: Дин Конгер)
 

Выпускники московских школ на Красной площади весной 1964 года (фото: Дин Конгер)
 

В купе поезда. Транссибирская магистраль, 1966 (фото: Дин Конгер)
 

Молоко в розлив продается из бочки. Иркутск, 1965 (фото: Дин Конгер)
 

Анатолий Солоницын и Андрей Тарковский на съемках фильма «Андрей Рублев», 1965 (фото: Life/Dmitri Kessel)
 

На уроке в московской школе, 1965 год (фото: Дин Конгер)
 

Ленинград, 1968 год (фото: Юрий Белинский)
 

На смену Хрущову в 1964 году приходит Леонид Ильич Брежнев. После неудачной попытки так называемой косыгинской реформы отныне надолго сворачиваются попытки любых реформирований экономики. Более чем на полтора десятилетия руководство СССР, уверяя, что движется к коммунизму, по сути консервирует систему. В силу этого Советский союз не развивается, а медленно деградирует. Эпоха с 1964 по 1982 год известна как «брежневский застой». Но у многих ныне живущих на эти годы пришлось детство и юность, поэтому те годы хочется вспоминать скорее с теплотой, нежели с точки зрения критики экономической модели и политической системы.
 

Автобусы ЛиАЗ-158 – самый привычный наземный общественный транспорт на улицах городов СССР
 

Новостройки Москвы. Конец 60-х (фото: Дин Конгер)
 

Еще одно фото новостроек 60-х
 

Типичная советская квартира в «хрущовке» в 1960-х. 
 

Кумиры 60-х годов из фильмов Леонида Гайдая: Георгий Вицын, Юрий Никулин и Евгений Моргунов
 

Полет Гагарина был, вероятно, последним историческим событием, объединившим весь советский народ, независимо от любых социальных, национальных и идейных различий. Идея реального построения коммунизма в 60-е уже стала восприниматься многими как утопия. Коммунизм все более становился предметом шуток, и массовые и повсеместные анекдоты про Хрущова, а затем Брежнева, партию, Чапаева и пр. отражали наступившую десакрализацию коммунистической идеи в целом. На этом снимке, сделанном в чудесный солнечный день 1967 года, счастливый Геннадий Зюганов запечатлен еще улыбающимся. (Супруга – Надежда Амеличева).
 

Гости столицы любуются видами Москвы, проезжая в открытом такси
мимо университета МГУ на Ленинских горах. Конец 60-х
 

Юрий Никулин и Наталья Варлей на съемках «Кавказской пленницы».
Наталья всегда была немножко девушкой из будущего. 1966 год.
 

После Московского всемирного фестиваля 1957 года в СССР приоткрылся железный занавес (главным образом, конечно, речь идет о Москве и Ленинграде) и возникла молодежная субкультура, ориентированная на западные образцы одежды и музыки, при этом подчеркнуто аполитичная. При Хрущеве «стиляги» бесцеремонно прессовались милицией и дружинниками. Однако «идеологически чуждая» культура во второй половине 60-х получила такую популярность, что стала частью советского бытового стиля.

Хотя на словах и комсомольских собраниях «вся эта современная мода» осуждалась и порицалась, но даже по деталям, проникшим в кино тех лет через официальную цензуру, мы можем видеть, что, например, в «Кавказской пленнице» молодежь стекается к Моргунову на курсы обучения твисту. И, кстати, что это там горный чабан напевает, загоняя овец: «Эй-е-ей, хали-гали!»? – да-да, это американский танец 60-х, модный тогда же и в СССР (англ. hully-gully). А герои Миронова и Светличной в «Бриллиантовой руке» вообще исповедуют западный стиль просто как норму и образ жизни. Чего стоит, например, джазово-рок-н-ролльный танец Миронова на пароходе и песня с классическим скэтом «Оу, йес, бичел!» (Да и сама песня о «проклятом острове», надо признать, вполне себе с кукишем в кармане). С одной стороны, всё это «идолопоклонство перед западом» в упомянутых фильмах отдано как бы отрицательным персонажам, и вроде бы носит характер пародии, но с другой – даже в качестве как бы случайных деталей показывает реалии советской жизни 60-х. Это было, и это «просочилось» на экран как хорошо узнаваемое. Да и советский народ так полюбил этих «отрицательных», что, как говорится, оторвать невозможно. В героях Миронова и Светличной нет ни крупицы того, что можно назвать советским в официальном смысле этого слова. Они даже не антисоветские, они просто из другой системы измерения, «не отсюдова». И за это изящество, красоту и свободу – к ним всеобщая народная любовь.
 

А вы застали такие вагоны метро?
 

Смотрите продолжение, «СССР в 70-е годы ХХ в.»

Пишите отзывы и комментарии
 

 Залы галереи 

Зал 1. СССР в 50-е годы
Зал 2. СССР в 60-е годы
Зал 3. СССР в 70-е годы
Часть 1.
Часть 2
Зал 4. СССР в 80-е годы
Часть 1.
Часть 2
Зал 5. СССР в 90-е годы
Часть 1. Часть 2

Заброшенный зал

<< Вернуться в раздел
«Полезные советы»


<< Вернуться на Главную страницу


 

Рейтинг@Mail.ru